20.7.12

Горькая Пизда Тупиловна

Или тупая пизда по Горькому. В миру Лидия Тимофеевна Варавка. Удивительно, но тупые пёзды существовали и до падения берлинской стены, и даже до сдачи Смольного. И есть все основания полагать, что эта претензия быть кем-то будучи говном существовала куда более издревле, чем это описано на лукоморье.


Теперь об этом фрагменте из "Жизнь Клима Самгина". Действующие лица - Клим Самгин и Лидия Варавка. Девушка эта дочь отчима Клима, и вроде бы теоретически должна быть ему сестрой. Она с детства нравилась Климу. Её своенравность, острый ум и патологическая недоступность всегда дурманили Клима. Буду ещё девочкой она была влюблена в другого мальчика, и так было всегда, она выбирала другого, отмахиваясь от тяги к ней со стороны сводного брата.
Контекст этой сцены в том, что Лида внезапно разочаровалась в очередном её избраннике, которые были людьми странными своей лишь претензией. А коротко говоря, корчили из себя кого-то, кем даже близко не являлись. Сам Клим прекрасно это видел, но Лиде, как и любой бабе было невдомёк, что она тратит свою молодость и красоту на очередного уебана, прикрывающего свои комплексы громкими речами о подвигах на идеологической чужбине.
Лида, в далёком детстве мечтавшая о том, как будет рожать детей, когда у неё вырастет грудь, уже в юношестве питала отвращение к беременности. Полная уверенности в своём актёрском таланте она двинулась в Москву в театральное, но, как сразу было понятно, нихуя никакой актёрской карьеры из этого не вышло.
Просто удивительно как женщины беспомощны перед собственными истерическими эмоциями. В соседней комнате израненный валяется некто, в кого она ещё пару часов назад беззаветно верила, а в этой сцене простенькая романтизация их связи с Климом бросает её на кровать, и она уже говорит "скорее, скорее, закрой двери, окна"...
Несложно увидеть, что и Клим и Лида выдумали своих героев, выдумали нечто, что обзывают "любовью". И так как выдумки эти слишком сложны, слишком объяснены, они не жизнеспособны. Отсутствие простоты делает вещи фальшивыми. Вот и Клим чётко выделил, что Лиде не хватает простоты, чтобы быть настоящей. Простота чрезвычайно прозрачна, и не менее чрезвычайна необходима для гармонии во всём, в самом себе, в отношениях, в творчестве. В этом смысле простота сестра искренности.
И вкладывая всё больше и больше глубины которой нет, можно внезапно обнаружить эту мель, которую обнаружил Клим в Лиде. Которую обнаружил и я в своей бывшей подруге сердца, в контексте предыдущего поста. Эта болезненная тяга не иметь ничего общего с простыми людьми, с простыми ценностями, с обычными, очевидными вещами, эта жажда быть непохожим и тяга публично выдавать эту непохожесть, приводит этих театралов к монолитной, железобетонной обычности, которая встаёт перед ними как уходящая за облака стена. И каждый их вздох, поглощает совсем не кислород, а человеческое безразличие к их агонистичным попыткам стать кем-то.
Даже после этого достаточно не глубокого просмотра "ЖКС" я заметил интересную особенность. Роман удивительно, поразительно реалистичен. Он не просто правдоподобен, он основательно ничему не учит, и не даёт ответа, как не даёт его и сама жизнь. Она просто течёт и понимай её как хочешь. Нет не то что хеппиэнда, нет даже никакой морали, как в дешёвой притче, которой нет места в настоящей жизни, какой её делают обычные, продажные и порочные люди. Жизнь, как и любой фильм братьев Коэн, туманна и, кому интересно, а кому и беспощадно изворотлива.
Неискушённому зрителю наверняка интересно было бы узнать, что было бы если Лида была хоть чуточку менее ебанутой и поняла, что интересной в романе (читай в жизни) её делает сам Клим? Это ведь действительно очевидно в романе, что они созданы друг для друга. Но жизнь ничему не учит, не даёт советов, и не делает намёков. Утверждая, что не ищет удобств, Лида вышла замуж за какого-то унылого владельца заводов и пароходов, который просто потом сдох. А Клим зашёл к ним в гости и прикололся с этой всей хуйни в бабской голове.
Вспоминаются слова моей подруги. После побега она часто любила оправдывать его тем, что ничего мне не дала. Удивительной глупости слова. Ведь если мыслить честно, трезво, реалистично, то надо признать, что то вдохновение, которое я черпаю даже прямо в эту секунду, все эти десятки, и уже сотни килобайт скрупулёзно нарезанных слов, всё это результат какой-то холодной искры в промозглый день, который разлучил нас. И мне никогда не было трудно увидеть ту прозрачность, которая была между нами, и которая никогда не была пустотой.

Комментариев нет: