Я не совсем в курсе, что сегодня в моде. Если брать любой аспект человеческих качеств, то скорее всего, окажусь устаревшей моделью. Лет 5 назад меня, возможно, это беспокоило, потому что я считал себя частью молодёжи. Сегодня, я хоть и не считаю себя стариком, я вынужден признать, что молодёжь и её ценности мне чужды. Да и не только. Огромные пласты людей. Семей, у которых в центре комнаты огромный телевизор. Мужланов, национальных меньшинств, спортивных болельщиков, патриотов, байкеров, верующих, циников, зеков, алкашей, олигархов и их детей. Все они живут какой-то идеей, которая делит их мир, для удобного им восприятия. Можно сказать, что я и сам делю таким образом людей. Однако, я всегда во главу угла этой пирамиды всегда ставил человечность.
Судя по плотному потоку картинок гуляющих в сети, в моде две вещи. Поиски смысла жизни и поиски красивой жизни. Можно было бы сказать просто и коротко, что никому не суждено найти ни смысла ни красоты, если их изначально не было в их головах. Есть такой фильм Мартина Скорцезе, ставший уже классикой, "Шофёр такси". Это удивительной силы картина. От идеи, до музыки и последнего кадра. Несмотря на то, что я считаю её шедевром я даже никогда не садился писать рецензию на неё. Наверно, мне просто элементарно страшно не смочь сказать и не смочь охватить. 70-е годы в Америке хороши совсем не тем, что это годы застоя или даже появления уймы новых течений. Культура потребления в те годы, в частности в Штатах, достигла уровня, когда за деньги, и причём небольшие, можно было купить уже всё. От вещей и наркотиков, до человеческого тела и его жизни. В рецензиях на этот фильм можно часто прочитать непонятный вопрос о том, почему Тревис Бикл ходил в порно кинотеатры, и почему привёл туда Бэтси. Наверняка для многих эта часть сценария чистое разочарование. Но не для меня. Тревис жил и работал в среде, где грязь стала нормой. И ухватиться за высокое не было не единого шанса. Этим шансом была только сама Бэтси, её образ. Девушка из абсолютно другого измерения. Это сблизило их так быстро, как если бы они были существами из разных Вселенных, оказавшихся вдвоём на одной планете абсолютно одни рядом. После того, как Тревис преодолел барьер пространства и познакомился с Бэтси, он был уверен, что никакая сила уже не в силах их разлучить. Он действовал исключительно так, как чувствовал. Душа всегда была его светла. Он не понимал сути и принципов ритуалов, принятых вне пространства, к которому так не смог привыкнуть. Чистота в его душе, это было его единственным содержанием. И этот стержень человечности был неприступным для любой чёрной материи из вне. Поэтому этот порно кинотеатр всегда был местом, где Тревис продолжал быть самим собой. И глядя на экран, он видел совершенно другую, отличную от реальной картинку. Так стремительно и отчаяно потеряв Бэтси, он так же потерял чувство, которое вело его, чувство смысла. Тревис не был мыслителем великих дум. Он был чувствителем великих чувств. Все выводы к которым он пришёл, он пришёл не логически, а чувствами. Он почувствовал врага, разлучившего его с Бэтси. В его голове было не много мыслей, но все эти мысли были концентратом Истины, которая рвалась в реальность, и буквально капала с потолка. The idea had been growing in my brain for some time: TRUE force. All the king's men cannot put it back together again. И вся королевская рать не в силах её остановить. Нетрудно ощутить, когда врывается эта Истина. В любой сфере человеческой жизни.
Но для выражения мысли, которая побудила меня вспомнить этот фильм, есть ещё одна важнейшая цитата Тревиса:
The days go on and on... they don't end. All my life needed was a sense
of someplace to go. I don't believe that one should devote his life to
morbid self-attention, I believe that one should become a person like
other people.
Дословный перевод таких, вроде бы, простых и ёмких мыслей не всегда удачен. В идеале, нужно знать английский язык, что чувствовать эту волну. Но в контексте моего поста можно ограничится коротким смысловым переводом. Уже в те волосатые 70-е года, пусть и вымышленный персонаж, но и он уже понимал, что главное в жизни не внимание к себе, а самодостаточность личности. Быть самодостаточным. Не искать скрытые знаки, рецепты счастья, смысл в символах. Смысл всегда появлялся в процессе, и даже его осознание вторично. Поэтому быть простым, малоизвестным человеком куда более правильно, чем стремится за чужими мечтами, как видимо сейчас всем жизненно важно. Моя личная практика привела меня к ещё более скверным для многих мыслям. Только помогая окружающим можно как-то ощутимо наследить добром в этом мире. Всё, что как вам вполне может казаться элементом необходимого комфорта, вроде телевизора на стене, порабощает вас. Впрочем, я конечно же не вещах самих как таковых, а об ожиданиях. Ожидании человека того, что нечто вдруг одномоментно привнесёт счастье в его жизнь. Практически всё, что связано с культурой потребления, неважно насколько оно красиво или практично, связано в конечном итоге с опустошением души. Безусловно, это всё чрезвычайно очевидно на протяжении тысячелетий, и снова и снова необходимо каждому это пережить, чтобы возможно так и не понять этого. Но штука в том, что в нашей стране культура потребления только набирает обороты. И все социальные сети забиты этой чепухой. И я даже не осмелюсь предположить что хуже, порнография, которая не несёт вообще никакого символизма, причём даже по Фрейду, или сплошной иллюзорный символизм, который дурманит человека ложными ценностями, выставляя груду минутного креатива как мудрость предков или руководство к действию. Вот такой вот вопросик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий